Настройка переключателя скоростей на велосипеде. Как правильно?
В велосипеде, как правило, имеется передний и задний внешний переключатель скоростей. Исключением является односкоростной велосипед, либо велосипед с планетарной задней втулкой, либо электронным переключением, где исполнение механизма переключения и принцип настройки скоростей отличается. Также набирают популярность трансмиссии горных велосипедов с передней звездой Narrow Wide, где спереди стоит только одна звезда с другой — формой зуба, а переключение выполняется только на задних звездах. В таких велосипедах отсутствует передний переключатель. Задачей трансмиссии велосипеда является передача энергии кручения педалей на заднее колесо. И от качественной работы всех компонентов, особенно переключателей, напрямую зависит эффективность передачи этой энергии.
Устройство трансмиссии велосипеда
Трансмиссия самого распространенного горного велосипеда включает в себя передние и задние звезды и цепь. Управление положением цепи осуществляется переключателями, которые находятся под управлением манетки или шифтера. Переключение скоростей осуществляется изменением положения рычага манетки или шифтера, которое в свою очередь изменяет положение троса, управляющего положением переключателей скоростей. Как правило, управление передним переключателем скорости (приводные звезды) находится на руле слева, а задним (ведомые звезды) находится справа. Переключение передач обеспечивает изменение крутящего момента и позволяет добиться диапазона, с которым можно легко преодолевать и крутые подъемы и развить высокую максимальную скорости на прямых участках дистанции.
Причины некорректной работы переключателя скоростей на велосипеде
Как и все в этом мире, ничто не вечно. Особенно корректная и правильная работа переключателей скоростей велосипеда. Основным симптомом неисправности является самопроизвольное переключение скорости, не зависящее от воли и желаний велосипедиста. Или второй вариант – отсутствие корректного переключения скорости при попытке это сделать. А может даже задний переключатель, который попал в спицы… Причин такого развития событий может быть много. На основе нашего опыта выделим основные из них:
- Неправильная настройка переключателей велосипеда
- Повреждение троса или рубашки троса переключения
- Износ звезд/цепи
- Деформация скоростного переключателя велосипеда
- Неисправность манетки или шифтера
Как правильно ухаживать за трансмиссией велосипеда?
Правильный уход и эксплуатация поможет избежать вопросов с переключением скоростей на большее количество километров. Конечно, важно, как изначально была проведена регулировка скоростей на велосипеде. Однако, своевременная смазка цепи, поддержание цепи и звезд в чистом виде, уже помогут избежать части проблем с регулировкой скоростей. Но также важно, не допускать повреждений тросов и рубашки и, само собой, не допускать деформации самих переключателей скоростей велосипеда, что приведет к необходимости ремонта велосипеда.
Как самостоятельно отрегулировать скорости на велосипеде?
Необходимо начать настройку с установки переключателя в правильное положение.
Требования по установке переднего переключателя скоростей: установка таким образом, чтобы рамка переключателя была параллельна раме велосипеда, не под углом к направлению движения. По высоте, чтобы на большой звезде расстояние от низа рамки переключателя до верха зуба звезды было пару миллиметров. Как правило, на новых переключателях скоростей есть наклейка-индикатор, на которой изображен зуб звезды, который нужно совместить.
Требования по установке заднего переключателя скоростей: установка в кронштейн заднего переключателя (петуха) при котором выступ для натяжения пружины цепляется за кронштейн. Для этого при установке переключателя до закручивания его болта крепления нужно повернуть переключатель примерно на четверть оборота по часовой стрелке. На переключателях, переднем и заднем, имеется два винта установки пределов – винт «H» и винт «L». Этими винтами выставляются пределы диапазона движения переключателей скорости, которые не дают переключателям стать в положение, при котором цепь уйдет со звезд. Передвигая переключатель рукой нужно найти эти положения и отрегулировать винтами.
После выполнения этого этапа можно перейти к креплению троса. Нужно установить манетку/шифтер на руле в положение, когда трос максимально выпущен. Закрутить тонкую настройку со стороны манетки/шифтрера или переключателя скорости. Зафиксировать под натяжением трос болтом крепления троса к переключателю.
Тонкой настройкой добиться корректного переключения, при котором передачи скоростей легко переключаются вверх и вниз. Выкручивая тонкую настройку увеличивается преднатяжение троса, облегчая переключение вверх, закручиванием – уменьшается преднатяжение троса, облегчая переключение вниз.
Дополнительное оборудование для регулировки скоростей
Для эксплуатации велосипедов по бездорожью и предотвращения ухода цепи применяется «успокоитель цепи», представляющий собой рамку, через которую проходит цепь и которая крепится на перо рамы.
Интересные факты про переключатели скоростей велосипеда
• Переключатели были придуманы итальянцем Туллио Кампаньоло в 1950 году.
• Первый концепт планетарной втулки был предложен еще в 1904 году немецким изобретателем Отто Луэгером.
• В 2006 году появился прототип переключателя, аналогичный автомобильной коробке передач. Но для его установки нужна специальная рама с креплением под такую коробку передач.
Если самостоятельно провести настройку переключателей скоростей не удается или у вас попросту нет времени, обращайтесь в нашу веломастерскую Крутильщик, где наши квалифицированные и опытные специалисты обязательно вам помогут.